• Поддержка предпринимательства

  • Тендеры и госзакупки

  • Банковская гарантия

  • Комплексное сопровождение

  • Участие в аукционах

Центр Содействия Предпринимательству

Ваш надежный партнер!

Госзакупки. Сметы. Банковская гарантия. СРО. КМД. Технадзор.

В первом случае закон регламентирует порядок проведения закупок бюджетных организаций и предприятий, полностью контролируемые государством. Во втором случае - закон предъявляет требования к самой процедуре госзакупок, осуществляемых предприятиями и организациями, имеющих долю государственного участия 50% от уставного фонда и более. В проведении тендерных торгов на ЭТП, для обеих категорий имеются существенные различия.

Принципиальные отличия

Федеральный закон №44 определяет рамки и предъявляет следующие требования к участникам торгов, как заказчикам, так и к поставщикам. Заказчик в рамках действующего закона обязан иметь составленный 5-ти летний план госзакупок, в котором указаны обоснования цен для контрактов, сроки проведения аукционов и период, отведенный на подписание контрактов по результатам торгов. Поставщики обязаны в рамках действующего закона обеспечить собственные заявки необходимыми пропозициями и исполнение контракта.

Закон регулирует множество других нюансов, возникающих в результате оформления сделок. Отступление от установленных требований может вылиться для заказчика штрафными санкциями с последующей отменой электронных торгов. Для предпринимателей, участников аукциона нарушение требований грозит попаданием в реестр поставщиков с негативной репутацией. С другой стороны, соблюдение правил и требований, установленных в ФЗ №44, позволяет гарантировать победителю торгов заключение контракта, последующую оплату выполненных работ или услуг.

Для того, что бы участие в торгах закончилось результативно, с минимальным количеством конфликтных ситуаций, компании-поставщики должны знать свои права и обязанности. Федеральный Закон №44 одинаково распространяет права и требования на все предприятия и организации государственного подчинения.

Закон 44-ФЗ

Федеральный Закон №223 регламентирует общие положения и требования госзакупок для основной массы заказчиков. Основное требование закона заключается в том, что компания, организатор тендера должна самостоятельно создать Положение, в котором устанавливаются варианты отбора поставщиков, необходимый круг требований к исполнителям. В рамках действующего Федерального Закона №223 для организаторов аукциона имеется определенная свобода действий. План предстоящих закупок составляется с учетом потребностей на один финансовый год, способный меняться в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка. Для организаторов торгов нет необходимости вносить обоснование в заложенную стоимость контракта. Заказчик вправе самостоятельно указать конкретную марку, тип и виды товара, не указывая аналоги и эквиваленты.

Первое что предлагает ФЗ №223 для организатора торгов перед проведением тендера - ознакомиться с положением о закупках персонально для каждого заказчика.

Закон 223-ФЗ

Определение вероятных заказчиков, перечня возможных поставщиков в соответствии с нормами законодательства

Федеральный Закон №44 устанавливает в этом вопросе четкие требования. Заказчиками аукционов могут быть только государственные предприятия, учреждения и организации. Поставщиками товаров, исполнителей работ или услуг могут стать любые субъекты хозяйствования, как юридические лица, так и частные предприниматели.

Федеральный Закон №223 определяет следующее:

  • Заказчиками электронных торгов могут быть государственные предприятия и организации, имеющих 50% и более долевого участия со стороны государства. Дочерние компании и структуры государственных холдингов;
  • субъекты монополий, сложившихся естественным путем. К таковым относятся РЖД, нефтегазовые компании;
  • организации и предприятия, осуществляющие поставку коммунальной электроэнергии, занимающиеся водоснабжением городской и муниципальной инфраструктуры;
  • организации и учреждения, находящиеся на балансе государственного бюджета, готовых использовать на закупку собственные финансовые средства, средства, полученные от действия договора субподряда, за счет выделенных грантов.

В аукционах в соответствии с этим законом могут принимать участие, как юридические лица, так и частные лица. Требования к поставщикам самостоятельно устанавливает организатор аукциона.

Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ 

Варианты осуществления закупок

Федеральный Закон №44 регламентирует проведение электронных торгов, в результате которых возможно осуществление госзакупок десятью различными способами. В законе так же прописаны условия определения торгов. В соответствии с нормами Закона устанавливаются четкие ограничения, когда закупки могут осуществляться в отсутствие конкурса, у единственного поставщика.

В данном случае используются конкурентные и неконкурентные способы закупок:

 К первым относятся:

  • открытый конкурс;
  • конкурсы с установленными ограничениями на участие;
  • поэтапные конкурсы;
  • закрытая форма конкурсов;
  • закрытые конкурсы с ограниченным перечнем участников4
  • электронные торги;
  • тендеры закрытого типа;
  • запросы коммерческих предложений;
  • запросы ценовых предложений и котировок

Ко вторым, неконкурентным способам относится подписание контрактам с единственным поставщиком.

Федеральный Закон №223 предлагает заказчику осуществлять закупки на основании Положения о госзакупках. В этом случае речь идет о двух возможных вариантах - проведение конкурса и электронные торги, в остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок, руководствуясь собственными соображения и целесообразностью.

Данный нормативный акт никоим образом не ограничивает вероятность проведения госзакупок у единственного поставщика. Достаточно в Положении указать необходимость проведения такой закупки и обоснование.

Варианты осуществления закупок

Какие электронно-торговые площадки используются заказчиками для проведения торгов?

В соответствии с Федеральным Законом №44 для основной работы выбраны пять электронно-торговых площадок на федеральном уровне. В этот перечень входят: РТС-тендер», «Росэлторг», «ММВБ», «Сбербанк-АСТ» и «ZakazRF».

Регистрация на указанных ЭТП для проведения госзакупок осуществляется бесплатно, с одним условием. Участники торгов обязаны предоставить в сканированном виде учредительные документы.

В соответствии с Федеральным Законом №223 точного перечня ЭТП не зафиксировано. В настоящее время таких площадок по стране около 120, однако, в данный момент на федеральном уровне идет полемика и работа по унификации требований к работе электронно-торговых площадок, ставится вопрос о сокращении их числа.

На основании Федерального Закона №44 для участия в торгах, где осуществляются госзакупки необходимо использовать усиленную неквалифицированную ЭЦП. Некоторые электронно-торговые площадки в соответствии с Федеральным Законом №223, а так для проведения коммерческих торгов, установили плату за регистрацию участников, а так же в ряде случаев введена абонентская плата за обслуживание. Каждая ЭТП предлагает на выбор клиента свои условия и регламент. В данном случае требования к сертификатам ЭЦП поставщиков определяются условиями работы конкретной электронно-торговой площадкой. Это может быть требование использовать неквалифицированную ЭЦП или наоборот, работать только с квалифицированной электронно-цифровой подписью.

Электронно-торговые площадки для проведения торгов

Какая отчетность должна быть предоставлена организаторами торгов в соответствии с законодательством?

В соответствии с Федеральным Законом №44 Заказчик должен предоставить на официальном сайте государственных закупок (ООС) следующую информацию:

  • отчет о ходе выполнения контракта, факт, подтверждающий исполнения работ, услуг;
  • отчет по объемам закупок у субъектов предпринимательства по итогам года;
  • отчет с обоснованием необходимости закупок у одного поставщика ( подрядчик или исполнитель).

В соответствии с Федеральным Законом №223 Заказчик имеет право, не позже 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставить на сайте ООС следующую информацию:

  • отчеты на основании сведенной стоимости по всем заключенным контрактам;
  • отчет на основании сведенной стоимости всех контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  • сведенный отчет о стоимости всех договоров по госзакупкам, информация о которых несет в себе элементы государственной тайны;
  • сведенный отчет на общую стоимость договоров, подписанных с представителями среднего и малого бизнеса.

Варианты изменений в контракте, условия для расторжения контракта

В соответствии Федеральным Законом №44 внесение изменений в контракт не допускается. Весной 2015 года Правительство РФ вынесло Постановление №198 от 6 марта, в котором указывается на возможность изменить условия действующего контракта в сфере госзакупок. Изменения могут коснуться цены, сроков поставки, выполнения и объемов работ, поставок. Эта новация является антикризисной, действующая только до конца текущего года.

Федеральный Закон №223 позволяет вносить организатору тендера изменения в действующий контракт в части стоимости товаров, услуг, сроков поставки и объема поставки. Положение о закупке регламентирует, когда и в каких ситуациях появляется возможность внести в контракт изменения.

Варианты изменений в контракте, условия для расторжения контракта

Обеспечение условий выполнения контракта

Федеральный Закон №44 регламентирует условия, при которых Заказчик обязан требовать от поставщика, ставшего победителем аукциона, обеспечения контракта, независимо от его стоимости и объема поставок. В связи с этим, антикризисное Постановление Правительства №199 от 6 марта 2015 года позволяет заказчикам на свой страх и риск решать, требовать от победителя торгов обеспечения контракта или не требовать. Подобное условие действует на протяжении всего 2015 года.

Масштабы обеспечения могут составлять от 5 до 30%% от суммы договора. В какой способ предоставляется гарантия, решает поставщик. Такими способами могут стать:

  • предоставление гарантии кредитно-финансовым учреждением;
  • внесение средств на счет заказчика.

Предоставление банковской гарантии является наиболее оптимальным вариантом для поставщика и выдается банком, имеющим на это соответствующие полномочия. Реестр банковских гарантий можно увидеть на сайте zakupki.gov.ru

Федеральный Закон №223 устанавливает, что обеспечение контракта при проведении электронных торгах остается в ведении заказчика. Наличие обеспечения контракта или отсутствие гарантий обязательно прописываются в аукционной документации.

Вероятность обжалования действий заказчика

В соответствии с нормами статей Федерального Закона №44 поставщик имеет полное право обжаловать действий или бездействие заказчика. В законе прописан алгоритм действий поставщика в данной ситуации6

  • подача письменное заявки в региональное отделение ФАС с указанием причины жалобы, фактов нарушения;
  • публикация жалобы поставщика на сайте, где размещается информация о государственных закупках в течение 2 рабочих дня. Срок рассмотрения жалобы - пять рабочих дней.

За 2014 год более 40% всех жалоб, поступивших в региональные отделения ФАС, были признаны обоснованными. Ряд заказчиков получили за указанные нарушения предписания к их устранению.

Закон №223 так же регламентирует рассмотрение жалоб поставщиков на действия заказчиков через ФАС. Единственное условие, на которое необходимо обратить внимание – это сроки подачи жалобы, которые прописываются в Положении о госзакупках. При поступлении жалобы, комиссия рассматривающая жалобу, руководствуется Гражданским кодексом и действующим Положением о закупках.

Для ознакомления с возможными рисками в каждой отдельной ситуации, можно ознакомиться с содержанием жалоб в реестре, размещенном на официальном сайте госзакупок.

Наши контакты

Ежедневно  с 9:00 до 19:00 по телефонам:

+7-963-293-13-69

+7-952-053-39-42

Круглосуточно:

Форма обратной связи

chel39@mail.ru

Мы в соц. сетях

Вы в Google+ Мы Вконтакте Мы в Facubook

Мы в Twitter Мы в Одноклассниках Мы в Мой мир

Наша партнерская программа

Полезно знать