• Поддержка предпринимательства

  • Тендеры и госзакупки

  • Банковская гарантия

  • Комплексное сопровождение

  • Участие в аукционах

Центр Содействия Предпринимательству

Ваш надежный партнер!

Госзакупки. Сметы. Банковская гарантия. СРО. КМД. Технадзор.

Революция в госзакупках! 

Наиболее важное изменение законодательства в государственных закупках или поправка в 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров и услуг…»

1 июля 2019 года в ФЗ №44 был принят ряд существенных дополнений, которые навсегда изменят рынок. Разберем на примере ключевую поправку и укажем на что именно она повлияет, а так же выразим свое  мнение о прогнозах и последствиях для рынка торгов.

Электронные аукционы являются наиболее распространённой процедурой  среди госзаказчиков и поэтому важнейшей поправкой является  именно следующее изменение:

Ст. 66 ч.3.1  Подача заявок на электронный аукцион гласит следующее:

3.1. Первая часть заявки …. в случае включения в документацию о закупке … проектной документации должна содержать исключительно согласие участника ….

С полной формулировкой можно легко ознакомить в тексте закона, мы лишь привели существенную выдержку.  

Именно эту поправку мы считаем ключевой и поворотной точкой в жизни становления всей Контрактной системы, которая окажет самое ощутимое влияние на рынок государственного заказа и экономику страны в целом.

Последствия данной поправки:

Теперь не придётся разрабатывать сложные требования к применяемым материалам, что существенно сократит и облегчит подготовку аукционной документации для контрактного управляющего, а также согласование этой документации в региональном или муниципальном «Центре закупок».

Исключит потенциальное обжалование аукционной документации по причинам «необъективного описания объекта закупки предъявлению избыточных требований к товарам» за которые чаще всего специалисты ФАС выдавали предписание о внесении изменений, что в свою очередь сократит срок проведения самой закупки. Специалисты ФАС смогут вздохнуть с облегчением, так как не придётся в будущем рассматривать огромное количество жалоб на неправомерное отклонение по первым частям.

У заказчиков отобрали наиболее эффективный инструмент по отсеиванию потенциальных подрядчиков до этапа снижения цены, что будет способствовать улучшению открытости и снижению уровня коррупции всей контрактной системы в целом.

В связи с облегчением процедуры допуска увеличиться число желающий принять участие в такой процедуре и соответственно возрастут снижения на торгах, возрастет экономия бюджета и придётся формировать новые планы по освоению этой самой экономии, проводить больше закупок, что добавит работы конкурсному отделу и всем ответственным за планирование и распределение таких средств.

Упрощение процедуры допуска к торгам неизбежно приведет к возрастанию конкуренции и большему снижению начальной цены лотов, а следовательно снизит потенциальные прибыли существующих в сегменте компании, а для вновь входящих в ценовой сегмент организаций будут брошены новые вызовы по закреплению на новых высотах с потенциально более низкими перспективами. Так же, для тех компании, которые по различным причинам не выдержат конкуренцию в своих более высоких ценовых сегментах они обострят конкуренцию понижаясь в классе.

Большое снижение может привести потенциальному к ухудшению качества исполняемых работ, так как подрядчики (победители)  будут вынуждены искать пути сокращения издержек.

Сократить издержки возможно лишь двумя путями:

А) Первый путь. Применять более дешевые материалы, использовать менее квалифицированную рабочую силу и попытаться «договориться» со специалистом строительного контроль о приемке работ более низкого качества, что приведет к увеличению роли технадзора в отношениях между заказчиком и подрядчиком, неизбежно приведет к увеличению коррупции в среде специалистов стройконтроля и появлению новых черных и серых схем. Неугодных подрядчиков будут «душить» завышенными требованиями и идеальным исполнением всех этапов работ, что может привести к увеличению числа «недостроев» и недоделанных объектов, банкротству «слабых» компаний, увеличению числа организаций отправленных в РНП (Реестр Недобросовестных Поставщиков). Для «своих» это приведет к однозначному снижению качества работ, так как соблазн договориться очень велик.  Данный путь наиболее характерен для сегодняшней экономии России и к сожалению не приведет в конечном итоге ни к чему хорошему.

Б) Второй путь. Увеличить производительность труда за счет новых технологий и применения высокопроизводительного оборудования и новых машин, а так же обучению сотрудников компании. Организациям придётся пойти на серьезные изменения в структуре доходов компании: увеличить долю капитальных вложений на приобретение новейшего оборудования, сократить малопроизводительные единицы из числа кадров и повысить расходы на реальное обучение своих специалистов, внедрять средства автоматизации на всех этапах производства. Все эти меры должны быть направлены на сокращение издержек, дабы постараться сохранить прибыли владельцев бизнеса или акционеров на прежних уровнях. Этот путь мог бы стать спасением для всей экономики России, так как по пути перестройки своих организаций это должно затронуть все сферы жизни огромного числа компаний напрямую связанных с указанной деятельностью так и людей работающих в них, однако в сложившихся условиях в стране он маловероятен и скорее всего плохо подготовлен и вот почему:

- Организации даже в ущерб цене предпочитают закупать импортное оборудование, так как машиностроение в России находиться в неприглядном виде. Следовательно, потенциальная прибыль отправиться на счета заграничных компаний и будет поднимать уровень благосостояния развитых стран.

- Сокращение штата компаний не за счет автоматизации, а за счет перераспределения обязанностей внутри коллектива неизбежно приведет к увеличению продолжительности рабочего дня (смены) за счет сверхурочных под предлогом «кризис – всем надо потерпеть» и как всегда «терпеть придётся всю оставшуюся жизнь», так как нововведения могут понравиться боссам.

- Повышение квалификации специалистов в различных образовательных учреждениях на сегодня выглядит как карикатура и свелось к продаже сертификатов и различных свидетельств, а не к реальному получению знаний и умений.

- Увеличение числа безработных (сокращенных) взорвет рынок труда и подтолкнет зарплаты  обычных граждан вниз, усилит страх перед тем, что бы быть уволенным и потерять работу и приведет к «всем надо потерпеть» (смотреть выше описано).

- Так же еще много всего можно описать, какие трудности возникают на жизненном пути компаний вставших на путь модернизации и к каким последствиям это может привести.

Какой путь руководство компании выберет для себя будет зависит от множества ситуационных факторов, скорее всего, что обе стратегии будут осуществляться одновременно и постепенно какая то из них станет ведущей, а другая резервной.

Данная поправка нами отмечена как самая важная и определяющая вектор развития Страны в целом на ближайшие годы.   

Конечно, кто то может сказать, что проекты есть не во всех лотах, а только в крупных, но именно из более дорого ценового сегмента строительства  будут выдавлены часть компаний в низшие лиги, где они также переваривая случившееся в свою очередь навредят многим малым и средним предприятиям, которым тоже в свою очередь придётся понизиться в классе или принять бой.

Можно долго рассуждать о возможных последствиях изменений от 1 июля 2019 года в ФЗ №44 «О контрактной системе…», но одно уже очевидно сейчас в России начинаются глобальные процессы, так как страна у нас бюджетная и все деньги в бизнес и к населению далее так или иначе поступают из бюджетов различных уровней.

Прочие поправки в закон, а их более 100 дополнений так же имеют влияние на новую реальность, однако не окажут столь глобального влияния на всю системы в целом.

Перечислим лишь некоторые из них (основные на наш взгляд):

- Уменьшился срок подачи жалоб в  Федеральную  антимонопольную службу с 10 до 5 рабочих дней.

- Антидемпинговые меры (добросовестность) три выполненных без штрафов контракта за последние 3 года и цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% НМЦК,  (Часть 3 статья 37). Аванс не допускается при выполнении контракта, с понижением цены лота на 25% и более (доп. часть 13 статья 37)

- Изменился размер обеспечения заявки и теперь при лоте до 20 мил. это от 0,5 до 1% и при лоте более 20 мил. 0,5 до 5% (пункт 1 часть 16 статья 44)

- Внимание тех, кто часто нарушает правила по вторым частям и его отклоняют, то каждое 3-ие отклонение в течении 1-го квартала на одной площадке будут штрафные санкции, в виде списания обеспечения в доход бюджета (часть 27 статья 44)

- Сократился срок проведении закупки до 7 дней если начальная цена лота до 300 миллионов, и до 2 миллиардов в случае если это строительные работы (часть 2 и 3 статьи 63)

- Срок рассмотрения первых частей так же сократился до 3-х рабочих дней (часть 2 статья 67), а если в составе документации есть проект то торги пройдут через четыре часа после окончания срока подачи заявок (часть 6 статьи 68)

- Если победителя закупки включили в РНП, то заказчик имеет право расторгнуть контракт и заключить его с участником занявшим 2-ое место в случае согласия последнего (доп. Часть 17.1 статьи 95)

- Важно для участников СМП и СОНКО, они освобождаться от обеспечения исполнения обязательств по договору (от банковской гарантии или денежного залога) ели докажут положительный опыт исполненных ранее контрактов – таких должно быть 3 из реестра контрактов за последние три года без штрафных санкций и их сума должна быть не менее НМЦК (доп. Часть 8.1 статьи 96)

Дорогие коллеги продолжайте участвовать в электронных торгах и повышаете уровень своего развития.

Как будут развиваться события - время покажет!

Удачи всем на торгах и побольше прибыльных заказов! 

Наши контакты

Ежедневно  с 9:00 до 19:00 по телефонам:

+7-963-293-13-69

+7-962-257-83-85

   

Круглосуточно:

Форма обратной связи

chel39@mail.ru

Мы в соц. сетях

Вы в Google+ Мы Вконтакте Мы в Facubook

Мы в Twitter Мы в Одноклассниках Мы в Мой мир

Наша партнерская программа

Полезно знать